Принцип работы обычного кондиционера мало чем отличается от автокондиционера в автомобиле, хотя эти агрегаты отличаются по своей конструкции. Любой кондиционер способен поглощать тепло внутри салона автомобиля или помещения, регулировать температуру воздуха и влажности, а также фильтрация от вредных примесей.
Автокондиционер – замкнутая система, в которой циркулирует хладагент. В качестве хладагента используется фреон, заливающийся со специальным морозоустойчивым маслом. Автокондиционер состоит из компрессора с муфтой, конденсора, ресивера, климатического блока, патрубков и шлангов.
Компрессор – это сердце конструкции. Он необходим для сжатия газообразной охлаждающей жидкости, которая нагревается и перегоняется в конденсор, который еще называется радиатором кондиционера. Именно в радиаторе происходит охлаждение фреона мощным вентилятором.
Зачастую случаются поломки кондиционера, которые автовладелец может определить по ключевым признакам:
Чаще всего в Пассат Б5 компрессор кондиционера ломается из-за разгерметизации всей системы. Нарушение герметичности приводит к утечке охлаждающей жидкости и кондиционер не справляется с охлаждением воздуха в салоне. Существует естественная утечка фреона из патрубков и шлангов, которая может достигать до 10% от общего объёма охлаждающей жидкости в течение всего жаркого сезона. Утечка хладагента происходит постепенно и не может повлиять на процесс охлаждения. Полная разгерметизация компрессора приводит к быстрому вытеканию хладагента. Если не ликвидировать разгерметизацию, то кондиционер может полностью высохнуть и испортится.
Утечка хладагента — это одна из причин нарушения работы компрессора. Очень важным моментом является содержание кондиционера в чистоте. Дорожная пыль, грязь приводят к постепенной разгерметизации системы кондиционирования.
Достаточно часто проблемы с герметичностью системы возникают тогда, когда изнашиваются резиновые уплотнители в конструкции сальника. Очень часто от этого страдают автомобили, возраст которых больше 25 лет. Теоретически сальник не трудно поменять, не вынимая компрессор кондиционера Фольксваген Пассат Б5. Однако фактически, чтобы заменить сальник необходимо использование гидравлического пресса для разъединения деталей. Поэтому без демонтажа компрессора не обойтись.
Существует еще одна причина протекания фреона — потертости, трещины или разрывы уплотнителя между соединительными частями компрессора, через которые постепенно вытекает хладагент. Чтобы произвести замену уплотнителей, также необходимо провести демонтаж или частичную разборку кондиционера.
Ранее мастера даже в автосервисах диагностировали утечку фреона, поднося пламя газовой горелки к кондиционеру. Связано это с тем, что фреон при сгорании меняет цвет пламени на изумрудный. При поднесении горелки к кондиционеру следили за цветом пламени, если он изменился, то это свидетельствовало об утечке. К счастью, от этого метода со временем отказались, ведь открытый огонь рядом с автомобилем очень опасен, а при горении фреона происходит выделение фосгена - крайне токсичного газа. На сегодняшний день утечку фреона выявляют безопасными и эффективными путями:
Течеискатель – это специализированный датчик со светодиодами, срабатывающий на повышенное количество фреона в воздухе. Главный минус диагностики с помощью течеискателя - невозможно точно узнать участок утечки, прибор указывает только приблизительное место разгерметизации. Чтобы найти место, утечки, применяют особые ультрафиолетовые красители. Краситель заливается одновременно с охлаждающей жидкостью в кондиционер, а потом включается специальное ультрафиолетовое освещение. Там где есть порывы, будет выступать жидкость, указывая свечением точное место.
После устранения проблемной зоны фреон с УФ-красителем, менять не нужно — присутствие красителя никак не влияет на работоспособность и безопасность кондиционера.
Отправляя автомобиль на мойку, нужно позаботиться и о промывке и продувке конденсатора кондиционера, ведь это значительно продлит его срок бесперебойной службы. Мойку конденсатора проводят с особой аккуратностью, чтобы сильным напором не погнулись ребра ячеек.
К сожалению не каждый водитель авто, заметив ненужные шумы компрессора или иные признаки его неисправности, торопится на СТО, ведь кондиционер работает и явных поломок не видно. Подобная халатность приводит к окончательной поломке компрессора и необходимости покупать новый. В результате автовладельцы еще и очень недовольны тем, что вместе с заменой компрессора выявляются другие дефекты кондиционера, которые болезненно бьют по кошельку.
При монтаже нового компрессора мелкий мусор быстро разносится по всей системе, снова забивая мелкие детали. В связи с этим скоро снова возникнут неисправности: перепады давления, плохое охлаждение, шум, и т.п. Компрессор кондиционера Пассат Б5, цена на который очень высока, позволить себе часто менять может не каждый.
Продлить срок службы компрессора может промывка всей системы кондиционирования. Состоит процесс промывки из следующих этапов:
Престижные автосервисы проводят промывку всех частей системы поочередно. Это делается для качественной промывки, а не в связи со стремлением побольше заработать на клиенте. Полностью разбирая систему и промывая каждую деталь, мастер контролирует тщательность промывки и может гарантировать хороший результат.
Желая сэкономить, многие автовладельцы обращаются в сомнительные автосервисы, где систему промывают без снятия. Цена такой услуги гораздо ниже, но при этом качество намного хуже. Длительная эксплуатация разгерметезированного компрессора приводит к постепенному спрессовыванию металлической стружки и пыли до твердого состояния. Удалить такие засоры без разборки компрессора практически невозможно, поэтому результата от подобной промывки будет мало. Экономия на промывке кондиционера и езда с испорченным компрессором может обернуться непредвиденными расходами на авто.