Автомобильный кондиционер – это закрытая герметичная система, заполненная хладагентом (фреоном). Хладагент циркулирует по контуру, переходит из жидкого состояния в газообразное, но его количество не меняется. Во всяком случае, так должно быть в идеальных условиях. В реальности же фреон просачивается через резиновые уплотнители, утекает через микротрещины и соединения трубок. Через какое-то время давление снижается, и кондиционер перестает нормально работать.
Когда именно необходима заправка кондиционера авто? Заметив, что климат-система не справляется с охлаждением воздуха, многие водители сразу же отправляются на СТО, чтобы добавить фреон. Это большая ошибка. Дело в том, что причины плохой работы кондиционера могут быть разными, и часто дозаправка не только не решает проблему, но и еще больше усугубляет ее.
На автомобиле с исправным кондиционером за год может теряться до 10% хладагента за счет диффузии через резиновые уплотнители. В таком случае дозаправку следует производить раз в 2-3 года. Если потери больше, это означает, что где-то есть утечка, и производить заправку бессмысленно – хладагент снова вытечет. Вначале нужно провести диагностику и заделать поврежденные участки.
Что такое диагностическая заправка автокондиционера с УФ-красителем? Если место утечки не удается обнаружить, можно выполнить диагностику с помощью ультрафиолетового красителя. Для этого при заправке к фреону добавляется специальный состав, который хорошо виден в ультрафиолетовом свете. Вы просто ездите некоторое время с включенным кондиционером, а вытекающий фреон понемногу окрашивает место утечки. Через пару недель мастер сервисного центра, вооружившись УФ-фонарем, сможет точно определить источник проблемы. После ремонта систему нужно будет заправить заново.
Полная заправка кондиционера в авто состоит из нескольких этапов:
Вакуумирование – это полная откачка воздуха из системы. Эту процедуру необходимо обязательно проводить, если герметизация была нарушена (в том числе во время ремонта, замены компрессора и т.п.)
Дело в том, что воздух, попавший в систему кондиционирования, всегда содержит некоторое количество водяных паров. При охлаждении эта влага конденсируется, а затем замерзает внутри, закупоривая терморегулирующий вентиль.
Если полной разгерметизации не было (фреон не вытек полностью), то вакуумирование не обязательно, достаточно просто произвести дозаправку.
Количество фреона в автокондиционере строго определено производителем. В разных моделях это количество может составлять от 450 до 1000 г. Поэтому на заправочной станции баллон с хладагентом стоит на электронных весах, которые точно показывают, сколько фреона уже закачано и сколько еще осталось закачать.
Если «щедрый» заправщик зальет вам слишком много хладагента, это приведет к избыточному давлению на выходе компрессора. Как результат - усиленный износ клапанов и поршней компрессора, а в худшем случае – перегрев и заклинивание. Впрочем, недозаправка столь же вредна, как и перезаправка.
В старых автомобилях (примерно до 1993 года выпуска) применялся фреон R-12. Сейчас таких машин уже почти не осталось, и большинство производителей перешли на фреон R-134a, который считается безопасным для озонового слоя.
В последние годы некоторые автоконцерны начали использовать хладагент следующего поколения – R-1234YF. Разные типы фреона совершенно не совместимы между собой. Кондиционеры, рассчитанные на один вид, не могут работать на другом (во всяком случае, без серьезной переделки).
Если же говорить о производителях, то практически все марки фреона R-134a сегодня производятся в Китае и по составу совершенно идентичны. Их можно спокойно смешивать при дозаправке.
Для нормальной работы компрессора он должен получать достаточное количество смазки. Если смазки не хватает, механизм работает в режиме так называемого «масляного голодания». При этом поршни изнашиваются, а система засоряется продуктами износа.
Чтобы избежать этого, при заправке кондиционера в хладагент добавляется 200-300 г масла. Это синтетическое полиэфирное масло, которое не густеет при низких температурах и хорошо растворяется во фреоне. При небольших утечках (без разгерметизации) масло почти не вытекает. Поэтому при дозаправке его можно не доливать.
Напоследок хотим предупредить тех автомобилистов, для которых заправка кондиционера автомобиля – это повод сэкономить на услугах специализированных сервисных центров и выбрать «где подешевле». Такая экономия может очень дорого обойтись, поскольку недобросовестные или просто неопытные заправщики часто не могут правильно провести диагностику, откачать воздух и даже точно отмерить нужное количество фреона.
Если вы решили заправить кондиционер в машине, стоит обращаться к опытным специалистам, у которых есть профессиональное оборудование и, самое главное, репутация. Только в этом случае вы можете быть уверены, что ваш кондиционер будет исправно работать, а в салоне будет прохладно в любую жару.